ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ

Katerina Man’shine
 

Художественный прием, это:
Приемы и способы с использованием технических средств в обработке или при съемке, цель применения которых – преображение действительности для усиления воздействия на восприятие зрителя для более качественной передачи идеи или психологического состояния автора.
В положительном значении (как и должно быть) влияет на художественность – создает атмосферу, придает особый смысл, расставляя акценты, усиливает воздействие, повышая интерес зрителя, создавая, как минимум, эмоциональную, лучше - глубокую психологическую связь зрителя с произведением, а следовательно, и с автором. В отрицательном значении не существует.

Но все очень запутано в голове фотографа…
Что есть направление? Что есть жанр? И запутано не просто так.

В интернете часто попадается, как вводная фраза для объяснения какой-то новейшей «глубокомысленной» идеи: «Большинство понятий фотоискусство заимствовало у изобразительного искусства». Ахинея какая-то... Фотоискусство, являясь пространственным искусством и изображением, относится к изобразительному искусству. Является видом изобразительного искусства. Это объективная и неоспоримая реальность. Никто и ничего здесь не заимствовал. И начинать рассуждение, с первой же секунды вводя себя в заблуждение, не стоит.

Внутри изобразительного искусства между живописью, графикой, скульптурой, фотографией есть различия не в самих понятиях, а в способах изображения и передачи идеи, относящихся к тому или иному понятию. В фотоискусстве есть специфика работы в направлениях изобразительного искусства. Если в живописи/графике техника создания заключается в мазках/штрихах, и на основании направления может меняться техника движения руки при нанесении этих мазков и штрихов (не затрагивая такие техники, как гравюра), то в фотографии, чтобы работать в художественном направлении, необходимо применение тех или иных художественных (технических) приемов, специальных эффектов при съемке или в обработке. Так, использование абсолютно разных приемов может привести к одному направлению, например, съемка в отражении водоема или длинная выдержка в равной степени способна привести к одному направлению – импрессионизму.

И здесь, следует обратить внимание, что в живописи и графике жанр не вызывает вопросов, портрет написанный в стиле кубизма или сюрреализма остается портретом. Поэтому фотографу следует задаться вопросом, что такое направление в искусстве. И как направление уживается с жанром.

Направление в искусстве:
Путь отображения действительности на основе личностного восприятия художника. Его внутренний выбор, как часть своеобразия, но при этом имеющего общее направление эстетических взглядов и схожесть мировосприятия с другими художниками, что в итоге и приводит к стилевому сходству отображения действительности внутри направления.

Направления разделяются и подразделяются на основе общих признаков выбранного пути: расходящиеся по принципу восприятия и отображения реальности, такие понятия, как реализм, модернизм, авангард, наив подразделяются на отдельные направления, такие как классицизм, абстракционизм, импрессионизм и т.д., которые дробятся на более тесные группировки - течения внутри направлений, такие как сюрреализм, кубизм, супрематизм, абстрактный экспрессионизм и т.п., которые могут подразделяться на еще более тесные группировки – школы, объединения, последователей идеи и т.д., такие как Венецианская, Малые голландцы, Передвижники и т.п. Жанр в искусстве: внутреннее разделение вида искусства по содержанию и/или предмету – объекту.

Очень важно понять тот момент, что это разделение не обязательно по объекту. Так как изображение является искусством тогда, когда мы в изображенном видим гораздо больше самого предмета, что обусловлено образным построением, наличием художественного образа, воображением.

Обычно фотограф проводит разделение на жанры по признаку видимого объекта, забывая, что разделять в равной степени можно, а иногда и необходимо по содержанию. Яркий пример: разделение и отличие между бытовым жанром и репортажем. Здесь невозможно разделить по объекту, такого деления просто не существует, поэтому их разделяют исключительно по содержанию. Бытовой жанр – история в кадре из повседневной жизни и быта человека. Репортаж – рассказ о событии в обществе. Если мы видим событие из жизни общества, это - репортаж, если события не видим, это всегда не репортаж. На примере свадебной фотографии: это событие, но частное, не общественное. Если мы видим в кадре социум, если кадр отображает момент, как гуляют всей деревней, это - событие в обществе, если в кадре частная вечеринка, это - бытовой жанр.

На примере натюрморта: разделяя по объекту, за натюрморт можно принять и предметку и концептуальное искусство, тогда как по содержанию эти работы не являются натюрмортом. Точно так же и в портрете, не имея видимого человека в кадре, по созданному художественному образу можно увидеть и прочувствовать человека до мелочей... В этом и заключается принципиальный смысл разделения на жанры по содержанию. Часто авторы при разделении на жанры совершают ошибки, например, анималистику делят по содержанию, а не по объекту, видя сюжет, причисляют свою работу к портрету или к бытовому жанру. Это происходит по незнанию. Для того, что бы отнести свою работу к тому или иному жанру, простейших знаний о том, какие жанры существуют, недостаточно. Кто-то один по незнанию решил, что голова его собаки очень жизненная и при публикации выбрал жанр «портрет», а чем моя собака хуже? И тоже ее туда же… в портрет.

Самым крайним и худшим и, что неудивительно, самым распространенным ошибочным действием является пример соседа. Шизогония. Именно так от одного шизонта через скоростное множественное бесполое размножение получают распространение опасные простейшие «идеи». «Дурной пример заразителен» - это их метод, да, им чужды самоорганизация и сложные механизмы получения знаний и опыта, достаточно посмотреть на соседа и последовать его примеру.
Принцип восприятия и выбранный путь отображения в таких направлениях, как, например, модернизм - поглощают собой жанры, как таковые. Эти направления, часто являясь беспредметными, делают невозможным разделение внутри себя по предмету, а иногда и по содержанию.
В процессе визуализации, автор художественными приемами может достигать и часто достигает передачи зрителю своего состояния. Если выразить свое отношение к идее и к объекту можно только в момент съемки, то выражение своего состояния может происходить как во время съемки, так и во время художественной обработки.

Художественный стиль автора - это выработанные автором художественные приемы, используемые в качестве композиционно-стилистических средств, применяемых в индивидуальной манере, создающие устойчивую эстетическую целостность.
Общность образной системы складывается в систему признаков, по которым такая общность может быть опознана.
Важным моментом в определении авторства является то, по какому признаку идет узнавание. Копирование и штамповка своих же произведений может служить поводом для узнаваемости, но не может считаться стилем. Штамп всегда только - штамп.
Если объяснять «на яблоках», по иронии, являющимся самым распространенным штампом для понимания новой информации, то:
Если я буду каждый раз фотографировать яблоки применяя одни и те же художественные приемы, это будет ничем иным, как копированием самого себя. Да, все меня узнают как по яблокам, так и по художественным приемам, но стилем и тем более творчеством это являться не будет.

Возникает естественный вопрос: почему не творчеством?

читать что такое Творчество http://photomka.ru/publication_tvorchestvo.html